На главную

You know when
I was a little kid
All I ever wanted to
It's make something big outta my life
And I been forgotten like the rest
So check it!

(c) песня

Введение

Несколько лет назад мне попался рассказ о походе на Монблан. С тех пор эта идея не покидала меня. В начале 2013 года стало понятно, что ехать надо этим летом. Сообщил нескольким друзьям, которым это предложение могло быть интересно. Мысль понравилась всем, но положительного ответа не дал никто. Помимо прочего, многих смущало, что ни один из нас не имел альпинистского опыта вообще. И, разумеется, не предполагалось никакого инструктора. Я уверял, что мы сами во всём разберемся и поднимемся на гору.
В итоге я настроился идти один и в феврале купил билет Москва-Женева-Москва с 16 по 23 августа. Ближе к лету внезапно купил билет Данила, а позже он предложил взять с собой своего друга Александра. Итого к лету нас стало трое. Все трое, как уже говорилось, без альпинистского опыта. Если, конечно, не считать наш с Данилой непальский треккинг 2007, в котором мы получили некоторый высотный опыт.
Помимо закупки оборудования (палатка, рюкзаки, одежда и много всего еще), вызывала заботу физическая форма. Тут у всех был разный подход. Саня считал, что он не в лучшей форме, и для её улучшения бегал с 20-килограммовым рюкзаком на 20-й этаж. Данила тоже считал, что надо что-то делать, но не делал ничего. Я же полагал, что и так нахожусь в нормальной физической форме и дёргаться не надо. Но за две недели до выхода вдруг засомневался и даже побегал 3 раза по полчаса, что, безусловно, никак не могло изменить ситуацию.
К подбору оборудования мы тоже подходили по-разному. Я старался купить как можно меньше и подешевле. Ботинки, палки, термобельё и спальник подошли с прошлой поездки. Ледоруб пришлось купить. Очки я решил брать сварщицкие, за 200 рублей. Куртку взял в аренду у Ильи, горнолыжную. Рюкзак - вещь нужная и на всю жизнь, поэтому пришлось купить полноценный, 120 литров. Маленький рюкзак использовал свой старый, о чем потом пожалел. Каску покупать не хотел, но товарищи заставляли, в итоге купил каскетку в магазине спецодежды за 300 рублей. Разумеется, ни разу не одевал. Страховочную систему купил самую дешевую за 900 рублей, но это нужная штука и в обычной жизни, так что было не жалко.

Вот Катя с рюкзаком, ледорубом, в каскетке, очках и перчатках

Благодарности:

Алексею Г - за многочисленный консультации, ответы на вопросы и предложение оборудования напрокат
Пете Ш и Ярославу Б - за существенную скидку на оборудование
Александру Н - за кошки и фонарик
Илье Л - за Jetboil и куртку

Начало

16 августа утром приземлились в аэропорту Женевы. Вариантов трансфера из Женевы до подножия Монблана масса, мы выбрали микроавтобус Alpybus - 26 евро с человека. Стойку Alpybus нашли быстро, полчасика подождали водителя и поехали.
В синей кофточке - водитель. Он сделал доброе дело: принял к оплате мои 500 евро, которые я уже отчаялся разменять(а других наличных денег у меня не было) и дал сдачу 20-евровыми купюрами.

Дорога

Les Houches, что по-русски читается как "Лезуш". Небольшой милый городок с цветами, ресторанчиками и симпатичными домиками. Именно тут мы вышли из автобуса.

Зайти в культовое сооружения я все же не забыл

В Лезуше дел у нас было по минимуму: купить немного еды в супермаркете, докупить недостающее оборудование и подняться на канатке на высоту ~1800 м., где мы предполагали заночевать. Учитывая раннее утро, мы и не думали не успеть. А зря.
Супермаркет и два магазина альпинистского снаряжения в Лезуше нашлись. Но Данила с Александром считали необходимым купить какую-то страховку, по которой нас, якобы, эвакуируют с горы на вертолете, *если что*. А страховку, как нам объяснили в туристическом офисе, делают только в Шамони. Я считал эту страховку делом ненужным, но был в меньшинстве. Поехали на автобусе в Шамони (к счастью, рюкзаки нам разрешили оставить в кафе, где мы пили кофе). Как платить за автобус, мы не поняли (водитель от денег уверенно отказывался), так что ездили бесплатно. В Шамони нашли место, где делают страховки, но по французским традициям, работают они лишь несколько часов с день, и открываются в 15-00. Тут стало понятно, что на подъемник в Лезуше можно и не успеть, поэтому к 15-00 мы решили сделать все наши дела, а там уж быстро купить страховки и нестись в Лезуш

Шамони тоже прекрасен. Горы, солнце, цветы и туристическая атмосфера

На главной улице вообще полно людей

Женщина с широкими плечами и накачанными руками

Закупка оборудования

Данила купил очки за 130 евро

Безе в супермаркете

Три сюжета с мостиком

Культовое сооружение

Страховку оформили быстро и побежали к автобусу. Оказалось, что автобус нескоро. Данила хотел найти такси, но тоже что-то не сложилось. В общем, доехали на автобусе (опять-таки, бесплатно), быстро схватили рюкзаки, закупили воду и багеты, и побежали со всем этим к подъемнику Le Prarion (1010 - 1853 м.). До подъемника оказалось чуть ли не полчаса ходу, да еще и в гору. Успели практически на последнюю кабинку

Наши тяжелые рюкзаки

Около подъемника есть специальная бесплатная мойка для велосипедов. Европа!

Наверху стали искать место для палатки. Это несложно, так как справа от подъемника практически лес. Вот на этой фотографии, видимо, я нашел место и сообщаю об этом товарищам

Вверх

17 августа. Ночью было прохладно, но без заморозков. Я спал под елочкой вне палатки

Вышли не рано: пришлось ждать, пока поднимется солнце и обсушит палатку

На сегодня планы такие: дойти до остановки трамвая Tramway Du Mont Blanc, сесть в него, проехать до конечной станции Nid d'Aigle на высоте 2600 и оттуда подняться к приюту Tete Rousse (3200), где и поставить палатку

Вот план восхождения. Этот маршрут называется "Монблан-классика". Самый простой и многолюдный. На первый раз нам этого более чем достаточно

Долина Шамони

Монблан

Идем к остановке

Ждем трамвая, загораем, фотографируем

Три человека с высшим техническим образованием не смогли правильно опознать трамвай, поэтому поехали в другую сторону, то есть вниз. Смешно, конечно, но что же будет дальше? Вышли на безлюдной остановке где-то в горах и стали ждать правильного трамвая

Народ в трамвае разный, в основном едут погулять по горам, или же просто посидеть, посмотреть на ледник и поехать обратно

Наконец мы добрались до конечной станции Nid d'Aigle. Тут проходит невидимая граница, разделяющая людей, приехавших погулять, и, так сказать, восходителей.

Пошли вверх. С рюкзаками тяжеловато

По дороге встречается множество совершенно не боящихся людей коз

Сбоку рюкзака - багет

Данила

Последняя часть дороги к приюту проходит по снежнику. Становится довольно прохладно

Я оставил рюкзак около приюта и пошел прогуляться. Когда вернулся, увидел счастливых французов, фотографирующихся с моим рюкзаком. Оказалось, что их развеселило, как вообще можно идти с таким огромным и тяжелым рюкзаком. На самом деле, рюкзак был обычным, просто французы шли с гидом, т.е. нести палатку, котелки и еще кучу всего им было не нужно
Кстати, гидом у этих французов был настоящий непальский шерпа, побывавший многократно на всех непальских восьмитысячниках. Говорит, что на сезон приезжает работать сюда, в Альпы. Когда позже я узнал, сколько стоит восхождение с гидом, хорошо понял, зачем он это делает.

Приют Tete Rousse, какая-то женщина, мой рюкзак и я

В Тетрусе хорошо. Чуть выше приюта есть относительно ровная площадка, частично покрытая снегом. Это и есть единственное место на маршруте, где официально разрешено ставить палатки. Тут же течет ручеёк. Мы сначала решили ставиться на снегу, но, подумав, перешли на камни.

Площадка с палатками. Именно благодаря туалету (строение справа) тут разрешено ставить палатки

Налетают облака, солнце и небо то показываются, то исчезают

Ледник

Ужинаем в приюте

Очень удивили тибетские молитвенные флажки. Я спросил у непальского шерпы, откуда они тут. Оказалось, что все просто: именно он их тут и развешивает. Получается прямо гималайский вид

18 августа. Спал я снова вне палатки, на чьём-то тенте. Утром подморозило, но в спальнике было тепло. Вот так это выглядело

Позавтракали, собрались. Погода хорошая. В планах - подъём к приюту Гутэ (Gouter) на высоту 3800, активное времяпрепровождение там и спуск обратно. Акклиматизационный, так сказать, выход

В начале этого маршрута надо пройти Большой Кулуар, он же Кулуар Смерти. Смысл в том, что есть участок, куда случайным образом скатываются камни сверху. Участок небольшой, метров пятьдесят. Но и камни могут полететь в любой момент. В этот день они сыпались нечасто, но регулярно, раз в 10-20 минут. Размер камней - от горошины до холодильника. Преодолевают Кулуар так: останавливаются, делают глубокий вдох и быстро бегут. ситуация немного осложняется тем, что тропа в этом месте условная, плюс снег - в общем, легко соскользнуть.
В интернете полно видео на тему "Grand Couloir"

Саня и Данила после пересечения Кулуара. Видна вся тропинка через Кулуар

После Кулуара начинается подъём к Гуте. В основном проходится просто ногами, но кое-где приходится лезть. В отдельных местах протянуты металлические тросы

2,5 часа подъема - и мы у приюта Gouter (Гуте)

Тут уже круглогодичная зима

Вот новый приют Гуте. Старый закрыт

Отдыхаем

Фотографируемся

По плану у нас еще была отработка некоторых элементов типа самозадержания на склоне, но снег был мокрый и падение задерживалось само собой

Иногда прилетало облако

Пошли вниз. Но этой фотографии поляк, которых сходил на гору в ботинках ВЦСПС, джинсах, доисторических кошках и куртке дорожного строителя. К тому же, он явно не в лучшей спортивной форме

Еще раз пересекаем Кулуар

Вечером погода начала портиться. Подул сильный ветер

Данила принял решение на Монблан не идти. Мы с Саней запланировали выходить ночью и по возможности осуществить восхождение. Прогноз был обнадеживающий

19 августа. Ночью вставали в 2 часа, в 4, в 6. Ветер не прекращался, накрапывал дождь, было очень холодно. Изредка были видны фонарики поднимающихся к Гуте. В итоге встали уже после рассвета, позавтракали, вышли часов в 8. Погода была дрянная.

Перед выходом

В этот раз подъем к Гуте дался намного тяжелее и отобрал кучу сил. Дул сильнейший ветер, порой становившийся то дождем, то снегом. Камни были мокрые. Кроме того, произошло неожиданное событие. Из Кулуара на тропу залетели огромные камни. В принципе, опасной считается только кусок дороги через сам Кулуар, и мы ни разу не слышали, чтобы с Кулуара прилетали камни туда, где все поднимаются. В общем, пара камней пролетела в 3-4 метрах от нас и в метре от головы позади идущего туриста. Стало страшно и ярко ощущалось желание жить.

Поднявшись в итоге к Гуте, мы поняли, что торопиться некуда. Видимости никакой, без GPS идти куда-то бессмысленно. Завалились отдыхать и спать прямо в кафе

Стали думать, что делать. Вроде бы, на следующий день прогноз хороший. Решили остаться и утром попробовать сходить на Монблан. К счастью, свободные койки в приюте были. Оплатили по 60 евро за койку(в приюте принимают карты!), по 9 за завтрак в 2 часа ночи и стали ничего не делать

Первый этаж в приюте отведен под раздевалку. Дальше - только в тапках. Все веревки, кошки, ботинки и рюкзаки развешиваются по стенам

Стандартная проблема, с которой мы часто сталкивались в Непале: куда девать время?

Утро (а, точнее, ночь) 20 августа. Завтрак

После завтрака все 100 с лишним обитателей приюта спускаются вниз и начинают одеваться. Обстановка очень альпинистская и воодушевляющая. Часа в 3 ночи группы выдвигаются. Связка за связкой с налобными фонариками уходит в темноту. Это красиво.

Мы перед выходом

План подъёма

Дорога до приюта Валло (Vallot, 4300) прошла довольно легко, но поднялся сильный холодный ветер. Именно от Валло начинается последняя часть восхождения.
Пришли мы туда еще затемно. Все пришедшие, скрываясь от ветра, завалились в маленький приют, в результате чего там невозможно было даже повернуться. Валло вызвал у нас самые ужасные эмоции. Куча людей спит на полу в грязи и среди остатков какой-то еды. К тому же, дверь в приют плотно не закрывается, поэтому там всегда поддувает. В общем, я сообщил Сане, что ничего страшнее ночевки в этом приюте я себе не могу представить.

Валло - это так называемый "аварийный приют". Представляет собой металлическую коробку. Внутри есть кнопка "вызвать спасателей". Предназначен этот приют для восходителей, которых застала непогода или какое-то недомогание. Рассчитан на 12 человек максимум. Но из-за того, что палатки с этого года ставить нельзя почти нигде (а также из соображений экономии), люди ночуют тут и не в аварийных случаях.

Валло. Фото из Википедии

Внутри. Вход и кнопка "SOS". Вообще, вход в приют запомнился мне навсегда. Чтобы войти или выйти из приюта, не упав и не сломав ноги, надо сильно постараться. Фото из Интернета

А вот вход. Перед лестницей - обледеневшие скалы. Также вокруг всё покрыто замерзшей мочой. В общем, каждый раз выходя из приюта (а сделать мне пришлось это раз 20, не меньше) я готовился сломать ноги. Впрочем, если не снимать кошек, то проблем будет значительно меньше

Рассвело. И вдруг, вместо того, чтоб идти вверх, все пошли вниз. Оказалось, что сегодня день считается непригодным для восхождения из-за ветра. Впрочем, несколько человек все же ушло наверх. Тут, наверное, надо пояснить, чем мешает ветер. Дело в том, что на этой последней части маршрута существенная часть пути проходит по гребням. Причем сбросы по обеим сторонам такие, что при падении ничего не поможет. Тут же кто-то рассказал историю в тему: мол, кого-то недавно тут сдуло с гребня

Вот так: солнце, синее небо, а на горе никого

Мы с Саней решили ждать в надежде, что ветер стихнет. Конечно, обидно стоять в 2-х часах от вершины, имея целый день времени, кучу сил и отличное самочувствие и не иметь возможности идти из-за какого-то ветра

Кто-то пошел в одиночку

Вот тут видно, что люди всё же на горе есть (черные точки справа в тени). И даже один человек на вершине

А мы (ну, по крайней мере, я) всё мучились: идти или не идти. Время шло, ветер не стихал. Нормальный ветер обещали ночью, и, соответственно, на следующий день можно будет сходить. Ко всему прочему я почувствовал недостаток одежды: на таком ветру стало холодно, да ещё и ноги замёрзли.

Наконец, с горы спустились первые восходители. Это были два немолодых итальянца. явно с немалым альпинистским опытом. Выглядели они довольно плохо и сказали, что идти не советуют.

Было еще несколько самостоятельных групп (разумеется, группы с т.н. "гидами" и не думали идти), которые находились в раздумьях. Я всё пытался уговорить кого-то идти, чтобы двигаться вместе с ними, но в итоге все разворачивались. Говорили фразу, которую я раньше не слышал. Типа, "гора - вот она, никуда не денется". Как бы подразумевая, что придут в следующий раз. Но я-то понимал, что еще раз в ближайшее время я сюда не поеду.

В общем, решили мы с Саней идти в Гуте, ночевать там и утром снова пытаться сходить. Фото на фоне горы

Вот тут я пытался продемонстрировать силу ветра, как бы "лёг" на него. Но выглядит просто как прогиб. Тем не менее, ветер действительно сдувал с ног

А вот мы на вершине Dome du Gouter (Дом де Гутэ, 4304), на которую неизбежно попадаешь на классическом маршруте. Сзади виден приют Валло

На спуске к Гуте был всё тот же сильный ветер. Фотографировались

Местами намело много снега, и, сняв кошки, можно было быстро спускаться, экономя силы

Пришли мы в Гуте, а мест-то там и не оказалось. И вот тут стало не понятно, что делать. Идти вниз, в Тут Рус? Но тогда на следующий день явно не будет сил и времени на восхождение, а через день - не ясно, что с погодой и успеем ли спуститься к самолёту. Идти вверх, снова в Валло? Мысль о ночевке в Валло казалась просто ужасной. Тем более у нас не было спальников. Оставался еще один вариант, о котором мы слышали краем уха. Вроде, если в приюте нет мест, то разрешают посидеть ночью внизу, в раздевалке.
Но с этой мыслью мы быстро расстались. Девушка Амели из приюта была непреклонна. В глубине души мы, конечно, понимали, что на мороз ночью нас не выгонят, но нет - значит нет. К слову, французы просто идеально говорят по-английски, если надо сказать что-то неприятное.

А в кафе на самом видном месте стоял черничный пирог. Какой черничный пирог, когда у нас вся затея под угрозой срыва?!

В общем, решили так. Саня свое восхождение завершает и идет вниз, потому что ночевать в Валло не хочет совсем. Я ночевать в Валло не хочу еще больше, но иду туда, потому что отказаться от горы нет никаких сил. Утром я по возможности поднимаюсь, после чего быстро бегу к Тет Русу, где меня все ждут. Саня снабдил меня своим фотоаппаратом и энергетическими батончиками. Так что после небольшого отдыха пришлось снова идти туда, откуда пришли. И снова вверх.

По мере приближения к Валло у меня стала появляться мысль. Не сходить ли мне на гору сегодня же? Это был очередной непростой выбор. "За" было то, что дело будет сделано. "Против" - что сегодня потрачено уже достаточно сил (два подъема с 3800 до 4300), и к тому же надо торопиться, чтобы успеть до заката. Более неявное "за" состояло в том, что ночь обещала быть некомфортной и могла сил особенно не прибавить.

В Валло народу было много, но лежачее или хотя бы сидячее место найти можно было. Я стал делиться своими сомнениями относительно сегодняшнего вечернего восхождения с окружающими меня поляками и чехами. А что они могли сказать? Они давали единственно правильный совет из серии "как ты сам себя ощущаешь".

Тут надо заметить, что во второй половине дня народ все-таки пошел на гору. Конечно, это были только самостоятельные группы, и их было совсем не много, но, всё-таки, идея восхождения выглядела уже не такой ужасной, как утром.

Минут через 10 после моего прихода в приют стала готовиться в восхождения пара поляков (мальчик и девочка), и это стало последней каплей: я решил идти. Причем почему-то мне не хотелось идти последним, поэтому я быстро выскочил и ста подниматься, чтобы они меня не обогнали. Солнце стояло еще высоко, на часах где-то в районе 16-30.

Гора. Видна поднимающаяся группа впереди (черные точки на склоне)

Вначале подъем очень крутой, быстро идти не получается. А после него мне опять стало немного страшно: началась узкая тропа, справа и слева от которой сбросы по много сотен метров, и ни о каком самозадержании ледорубом в случае чего тут говорить не приходится

Гребни, к счастью, периодически сменяются нормальной тропой. Ветер, как видно, все еще дует

Последняя часть маршрута проходит по совсем узкому гребню с очень крутыми сбросами, но к этому времени уже успеваешь к этому привыкнуть. И, действительно, если упадешь вниз - то всё. Но зачем падать-то?

Фотография тропинки, ног и сброса

Мне даже удалось обогнать какого-то поляка. Он поднимался уж совсем медленно, но дошёл и даже спустился. Вот он. И еще виден летящий снег. Ближе к вершине ветер был очень сильный

Несколько раз кажется, что вершина уже совсем рядом, но это всё время иллюзия.

Финальный взлёт

Всё - вершина!!

Мы поднялись. Мы ступили на вершину. Мечта стала явью.
Тенциг Норгей. Тигр снегов

Тут хочется заметить, что очки сварщика я купил не только из экономии, но и из уважения к традициям. Мне в память запала фотография Тенцига и Хиллари после восхождения на Эверест, где они были примерно вот в таких вот очках

Люди на Монблан идут всякие - из разных стран, разных возрастов и физических возможностей. Но все на вершине делают одно и то же: устраивают фотосессию

Правильный и уважительный вариант расположения на вершине: не топтать её ногами, а наоборот. Ну то есть обычно все встают вот так уверенно на вершине с видом покорителя и победителя. Я считаю, что надо иначе.

У польской пары, что шли за мной, умер фотоаппарат, поэтому фотографировал я их на свой, а потом Саня пересылал фотографии

Вершина без людей

Мы пробыли на вершине уже около пятнадцати минут. Пора было уходить.
Тенциг Норгей. Тигр снегов

И правда, несмотря на солнце, отличное настроение и т.д., ветер выдувал всё тепло очень быстро, и пора было спускаться

Дорога вниз

За мной спускаются поляки

Около приюта меня встретил Саня. Даже упрекал меня - мол, что это ты пошел без меня. Я говорю - ты же вниз пошел, какие претензии. А он: ну, я передумал. В общем, пошли в Валло. Саня должен был идти рано утром

Обстановка в приюте превзошла наши наихудшие ожидания. Повсюду лежали и сидели человек 50 (при том, что вместимость приюта - 12 человек). В итоге Саня сел на лестнице, а я на пол, прислонившись к его ногам. Из не закрывающейся двери нещадно дуло. Группа из двенадцати поляков собиралась выходить в 2 ночи, так что была надежда когда-нибудь занять относительно горизонтальное положение.
Между тем, подходили новые люди. Ложились уже в два слоя

Ближе к полуночи послышались русская речь. С горы спустились три русские девушки. Легли они тут же, придавив поляков и частично нас, и это было неплохим поводом познакомиться

Поляки ушли, как и обещали, поэтому реально стало полулечь. Пол был грязный и пах какой-то протухшей едой, к тому же было холодно, так что я все равно не спал. На рассвете ушел Саня. Вот несколько фотографий с его восхождения 21 августа

В этот раз погода была подходящей, и народ пошел толпами

Тень от горы

Вершина

А вот и девушки. Оля, Света, Наташа. Два МС и один КМС по альпинизму. Не чета там, первый раз попавшим в горы

Парню в приюте, сидевшему рядом с нами, стало плохо. Точнее, он просто упал и не подавал признаком жизни. Нажали тревожную кнопку, и уже через 5 минут прилетел вертолет, а еще через 10 парня увезли

Саня пришел, собираемся вниз. Фото на фоне горы

И еще одно

А вот следующее фото, почти на два километра ниже, у остановки трамвая и уже с Данилой

На трамвай мы успели с трудом. Строго говоря, мы на него и не успели, но французы пустили дополнительный трамвай, который и увёз всех, кто не влез в последний

До нижней станции, городка Le Fayet, трамвай идет около двух часов. Виды замечательные

Изначально мы планировали переночевать в Le Fayet в гостинице, помыться, отдохнуть и поехать в Женеву. Но девушки предложили поехать в какой-то хостел в Шамони. Данила с Саней согласились, а я решил остаться. Поэтому проводил их до вокзала и пошел искать жильё.

Тут меня ожидал сюрприз. Все три гостиницы в городе были полностью заняты. А очень хотелось переодеться и помыться. Стемнело.

В грусти я пошел в единственный работающий ресторан. Опросил официантку на предмет гостиниц, но чуда не произошло: больше гостиниц тут нет. Решил поесть и идти спать на берегу речки. Официантка прониклась моим положением и смотрела на меня сострадающими глазами

Внезапно отогрелся мой фотоаппарат, и я даже запечатлел площадь в городе

В общем, оставив рюкзак в ресторане, я пошел бродить вдоль речки в поисках места для ночлега. В идеале хотелось бы помыться, но перспектива была всё сомнительнее, потому что стало совсем темно, а мыться в абсолютной темноте в незнакомой реке как-то странно. Но и не мыться уже было нельзя.
Впрочем, все эти рассуждения носили чисто теоретический характер, так как места прилечь у реки все равно не нашлось. Берега были очень круты, соответственно, спать можно было либо на дороге, либо уже в воде.

В общем, вернулся я за рюкзаком в кафе, собираясь уже прилечь *где придётся*. И тут официантка говорит, мол, пожалуйте, дорогой человек, ко мне в гости. Я, говорит, уже и с мужем поговорила - он не против. Даже привела мужа, чтобы это доказать. Он и правда не против. И объяснила. Мол, хочу я доброе дело сделать, и вот возможность выпала.

Последнее объяснение меня полностью удовлетворило, и без лишних слов я согласился. Официантку звали Валентина.

Стоит ли говорить, что и душем в гостях мне удалось воспользоваться. Просто сказка.

Утром 22 августа я попрощался с Валентининым мужем, в качестве благодарности помыл немного грязной посуды, сделал фотографию мужа и отбыл.

Далее все складывалось как нельзя лучше. Автобус в Женеву уезжал в 12 часов (и стоил порядка 30 евро), что было просто идеальным временем для меня. Рюкзак оставлен в кафе, часа 3 на прогулку по городку. Как всегда: церковь, пирожное, супермаркет

Ну и всякое другое

Женева. Вокзал, обменник, ненавистный рюкзак в камеру хранения (не забыв вытащить плавки и спальник), тут же велосипед в аренду на 2 дня, тут же бесплатная карта города. Всё, отдых начинается

Первые пять минут я ездил аккуратно и по правилам, но быстро понял, что ездить надо, как в Москве. В результате из любой точки города в любую другую добраться стало реально за пять-семь минут.

Поехал на один из двух описанных в Lonely Planet пляжей. На дальний и большой, Geneve Plage. Вход - 7 франков (~250 рублей)

Пляжем назвать это сложно, тут целая территория с ресторанами, бассейнами, горками и проч. Всё это имеет явный семейно-детский уклон

Популярное развлечение - прыжки в воду. Что характерно, многие прыгают с высоты 10 метров. Там даже стоять страшно. Я прыгал с пятиметровой.

После пляжа я пошел по окрестным паркам присматривать себе место для ночлега. В парке

Нашлась в Женеве и йога

Студия хорошая, чистая, светлая. Преподаватель чересчур любит шутить. Занятие на английском. В раздевалке написано, как заработать хорошую карму

Поесть зашел в какое-то правильное вегетарианское место. Вообще, в Женеве дорого практически всё, еда в ресторанах вообще запредельно дорогая. Это место еще терпимое

Стремительно темнело, а мне еще надо было найти место в парке, где поспать. Решил искать место в парке около озера(Мон Репо, Parc Mon Repos), как посоветовал мне встреченный нга пляже русский дядечка. И действительно, под большим деревом нашлось неплохое местечко

Это уже утром 23 августа

Встает солнце

Женева рулит!

Пошел на второй женевский пляж Bains Des Paquis, благо до него было метров 500 от места ночлега

А с пляжа еще не ушла ночная тусовка. Какой-то музыкальный коллектив доигрывал последнюю песню, ночная смена заканчивала пить-курить и потихоньку расходилась, сменяясь утренними спортсменами

Вход на пляж стоит всего 2 франка. Но контролер появляется только в 9 часов, поэтому все, кто приходит раньше, ничего не платят. К услугам отдыхающих кабинки для переодевания, души, туалеты, пара ресторанов. Получается, что, если спать под деревом и ходить в туалет, умываться и мыться на пляже, то ночь в Женеве обойдется в 2 франка, т.е. в 70 рублей.

С пляжами в итоге картина такая. Первый (большой) пляж, Geneve Plage, более семейный. Второй (Bains Des Paquis) - моложедно-тусовочный. С другой стороны, на первом немало молодежи, а на втором - детей. В общем, везде хорошо!

Желтое - это мыло

Водичка тёплая и чистая. Фотографирует меня болельщик "Спартака", зашедший искупаться перед вылетом на родину

На этот была запланирована культурная программа и покупка сувениров. К счастью, с достопримечательностями в Женеве не густо, поэтому первая часть почти не отняла времени. Вот, например, цветочные часы.

А вот вторая (и последняя, не считая фонтана на озере) - собор Св. Петра XIIв. Женевский собор - одна из первых церквей кальвинизма. И, вообще, история кальвинизма и Женевы весьма интересны

А собор хороший. За деньги можно подняться наверх и посмотреть на старый город, да и вообще на Женеву

Фонтан - как Эйфелева башня в Париже. Постоянно мозолит глаз

Улицы старого города метами приятны

Вегетарианский био-ресторан в старом городе из моего списка. Представляет собой кухню и один столик. На кухне милая бабушка что-то готовит. В итоге из экономии средств и времени взял коктейль из авокадо и огурцов! Если долго думать о том, как это полезно, то даже становится вкусно

Велопарковка около вокзала

Мясо

Бабуля

Приехали Данила с Саней, и мы пошли опять-таки на пляж

На пляже нашлась правильная еда. Редька, свёкла и проростки!